Высшая форма полифонической музыки



Полифония — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких фактурно равноправных мелодий (голосов) . Противоположными полифонии складами являются монодия и гомофония (иногда также называемая «гомофонно-гармоническим складом») .

Понятие полифонии (как склада) не коррелятивно понятию гармонии (звуковысотной структуры) , поэтому справедливо говорить, например, о полифонической гармонии. В рамках полифонической гармонии слух выделяет консонансы и диссонансы, аккорды и (в старинном многоголосии) конкорды, и во всех нормативных случаях полифоническая пьеса обладает признаком целостности звуковысотной структуры, лада.

Полифонию разделяют на типы:
•Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония) . Характерна для русской народной песни.
•Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько) . Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к голосу, является фуга.
•Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм) , при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.